| |
Главная - Ремонт Садово-парковые горные ландшафты Во все времена чувства, возникающие при восприятии красы горных пейзажей, человек пытался выразить во почти всех видах искусства, в том числе в садово-парковых произведениях, история создания которых уводит нас в сады Старого Востока. И именно в старых садах Японии и Китая мы находим более удачные примеры передачи неповторимости и поэтичности горных ландшафтов (создание грандиозных водопадов, гротов, каменистых садов и др.). Только намного позднее (с начала XX в.) эти приемы отыскали применение в Англии, потом в других странах Европы и Америки в виде маленьких скальных горок, рокариев.
Большой литературный материал по анализу опыта создания ландшафтов с внедрением камня имеется у японских и китайских садоводов. Первые сведения в европейской литературе о рокариях и советы по их созданию находим у Эдуарда Андре (Andre, 1879). В российской литературе сведения по созданию скальных садов впервые отдаёт Арнольд Регель (1896). Его отец Эдуард Август Регель первым ввел альпийские многолетники в русский сад. Сведения об устройстве альпинариев, скальных горок с подробным описанием особенностей альпийских растений приводятся Э.Л.Вольфом (1913). Об особенностях альпийского ландшафта как разновидности садово-паркового ландшафта и о принципах сотворения Горного сада в Киеве сообщает Л Л .Рубцов (1975,1977). Анализ опыта сотворения каменистых садов в условиях европейской части России приводит в собственной работе Т.В.Шулькина (1975). Методические указания по созданию каменистых садов в условиях Крыма разработаны Г.Н.Шестаченко (1976). Рекомендации по устройству скальных горок в условиях Днепропетровска составлены Н.П.Мамонтовой (1980). Обширный материал по созданию скальных горок на приусадебных участках имеется в чешской литературе, где обобщен долгий опыт применения скальных растений в композиции малых садов (Cejka, Vanek, 1980; Holzbecher etal.,1982, и др.). Достойные внимания сообщения по подбору ассортимента скальных растений, их размещению и сочетанию с камнем приведены в немецкой и британской литературе (Eiselt, 1966; Stevenson, 1976, и др.).
протяжении всей истории садово-паркового строительства отрабатывались старенькые и появлялись новые приемы с внедрением в композициях сочетания растений и камня. Хотя в литературе неоднократно давались определения рокария, каменистого и скального садов, они трактовались как синонимы и только альпинарии выделялись в самостоятельную группу. В последнее время для определения нового садово-паркового приема появился термин "горный сад" (Рубцов, 1977). В связи с сиим нами была сделана попытка провести анализ и выявить сущность и специальные особенности каждого садово-паркового приема, используемого в данной области (Миронова, 1986).
Прообразом садово-паркового горного ландшафта являются природные горные ландшафты с их неповторимыми красками и величавыми масштабами. Природа всегда была для человека основным учителем, и из ее кладовых он черпает темы и материалы для собственного творчества. Исходя из связи естественных горных пейзажей и художественной их трактовки мы выявили пять главных путей художественного выражения природных горных ландшафтов в садово-парковом искусстве: символический, аналогический, фрагментарный, декоративный и оригинальный . В свою очередь, каждое направление своими приемами создает садово-парковый горный ландшафт . Рассмотрим раздельно каждое направление.
Первыми возникли приемы, использующие язык знаков (I способ) . Сиим языком издавна владеют японские садоводы, которые таким образом выражают свое философское и эстетическое отношение к природе (Ильинская, 1973; Николаева, 1975). В малом и единичном они видят отражение великого и всеобщего, самой Природы как всеобъемлющего макрокосмоса. В японском саду природные формы изображают не сами себя и даже не себя в увеличенном масштабе, однако выражают представления людей о пространстве и времени, о конечном и бесконечном, о вечности и бытии. Даже место в японском саду имеет немаловажное значение и не перегружается предметами, как оно несет свое содержание и собственный образный смысл. Древняя японская традиция символики места с отождествлением его с божеством трансформировалась позднее в традицию насыщения архитектурной пространственной формы философским содержанием. В базе такого сада лежит глубочайшая художественная идея и находится следующая конструктивная схема: горы — скелет природы, вода — её .кровь, растения — кожа.
Камень в японском саду несет основную смысловую нагрузку, поэтому искусство расстановки камешков считается главным в работе художника сада. По собственной форме камни разделяются на 5 основных типов: статуя, низкая вертикаль, тонкий, лежачий и изогнутый. Из их сочетания строятся главные и второстепенные группы, размещающиеся в саду на определенных местах. Каждая композиция камешков тщательно продумывается и несет огромное смысловое значение. Так, например, в холмистом саду полного стиля база композиции строится на 10 основных камнях: камне-хранителе, камне-скале, камнях почитания, совершенного вида, ожидания, пещерном, камне-пьедестале, камнях лунной тени, знатного сидения и праздных.
Вода оживляет созданные каменистые композиции и своими звуками, эффектами отражения, движением усиливает эмоциональное
действие (вода может быть имитирована песком). Растения дополняют и уравновешивают камни, вносят цветовое обилие в пейза-! жи. В японском саду используется много различных хвойных и вечнозеленых растений, также красивоцветущих плодовых деревьев и кустарников, деревьев с прекрасной окраской листьев. Цветочные растения в саду применяются в совсем небольшом количестве.
При проектировании японского сада выверяются все пропорции, начиная с соотношения размера сада и окружения и заканчивая размещением и формой камешков. Все, вплоть до облаков и неба, рассматривается как часть целого. И кроме видимых форм японский сад имеет глубокий скрытый смысл. Так поток, начинающийся водопадом, олицетворяет жизнь человека с импульсивной энергией его молодости и мудрым спокойствием старости. Каждый камень на пути потока символизирует различные этапы жизни человека. Таким образом, японский сад отдаёт не только общую картину горных ландшафтов, но языком знаков — и философское трактование жизненных процессов. Японскому садово-парковому искусству принадлежит также создание так называемого "сада камешков", в котором композиции сада решены только с внедрением каменного материала. В таком саду нет ничего изменяющегося, подверженного воздействию времени. Этот сад создает впечатление покоя и тишины, равновесия и совершенства композиций и дает возможность сосредоточиться и обрести гармонию духа, при которой возникает созерцание, направленное вовнутрь себя. Первый известный "сад камней" появился как монастырский сад Реандзи в Киото в XV в. Он представляет собой ровную прямоугольную площадку 23 х 9 м, расположенную перед домиком настоятеля монастыря. Поверхность сада засыпана белым гравием, и на ней расположены группы из 15 камней, окруженные мхом. Двигаясь по периметру сада, гость может увидеть сразу только 14 камешков, что вызывает ощущение какой-то скрытой тайны. Японские садово-парковые знаки неисчерпаемы и недосказаны до конца, вот почему и "сад камешков" вызывает у посетителей множество ассоциаций: морских волн, омывающих скалистые острова, либо облаков, над которыми возвышаются вершины гор.
В настоящее время язык знаков применен при разработке японских садов в Москве на территории Главенствующего ботанического сада и в Киеве в парке на улице Киото.
II способ выражения природных горных ландшафтов — аналогический. По аналогии с природными условиями горы воспроизводятся как бы в уменьшенном масштабе, с их вертикальной зональностью и сходством общих очертаний. Схема размещения растительности при всем этом такова: от подножия гор размещается пояс широколиственных лесов, сменяющийся сначала хвойным лесом, а потом криволесьем (наиболее декоративные кустарники данной области — Rhododendron ferrugineum и R. hirsutum, которые образуют обширные низкие заросли) . Субальпийские луга с пышным ковром декоративных злаков и цветов приходят на смену горной сосне. Почти все растения этой зоны способны конкурировать по красе с декоративными садовыми формами. Северные склоны и ложбины обжиты рододендроном. Далее идет альпийский пояс с жестокими условиями произрастания и своеобразной растительностью. Альпийские растения поразительно малы, прижаты к земле либо имеют густое опущение. Цветению альпийских растений способствуют ультрафиолетовые лучи и низкие температуры. Низкие альпийские растения имеют частенько очень огромные цветы, что повышает их декоративность. В нижней части альпийского пояса преобладают низкотравные луга, а верхняя часть занята очень пестрой группой мелкотравников, мхами и лишайниками, в целом напоминая тундру. Верхняя граница альпийского пояса — область вечных снегов — нивальный пояс. При выращивании горных растений в низинах приходится учитывать последующие их особенности. Во-первых», воздух в горах совсем чистый и имеет огромную влажность, чем в низинах. Во-вторых, они растут в условиях интенсивной солнечной радиации и ультрафиолетового излучения, поэтому недочет света в низине сказывается на ослаблении интенсивности окраски и уменьшении размеров цветка, вытягивании самого растения, В-третьих, короткий вегетационный период в горах обусловливает карликовый рост этих растений, и, наконец, растения, приспособленные к суровым условиям существования, при выращивании в более подходящих условиях нередко теряют свою декоративность, однако иногда, напротив, при внимательном и заботливом уходе образуют новые садовые формы, к примеру с махровыми цветками.
Методом аналогии могут быть созданы три садово-парковых приема: горный сад, альпинарий и ботанико-географические участки растительности горных областей.
Горный сад — садово-парковый прием передачи более общей картины гор средством использования растительности, рельефа, камня, воды, малых архитектурных форм. Находясь в горном саду, человек сможет принимать шорох хвойного леса, спокойствие и тишину горных вершин, прохладу горного потока. Поэтому основное внимание при создании этого сада следует обращать на компанию пространства.
|
Читаемое
Главная
Советы по выбору межкомнатных дверей
Выбор покрытия для пола
Советы при выборе натяжных потолков
Отделка стен
Ванная комната: теплый пол и не только
Какие бывают откосы и как их установить
Как правильно положить ламинат
Ремонт квартиры шаг за шагом
Косметический ремонт: на чем сэкономить
Как мы клеим обои
Разделы
Мебель
Ремонт
Новости
Строительство
Новенькое
Строители на ходулях
Берем мусор с доплатой
Огнетушитель для газонефтяных фонтанов
По опыту дождевых червей
Мазь для упрочнения стали
Дробить стружку сварочной дугой
Горение в помощь шлифованию
Вдоль детали, стоя на месте
Высшее воплощение великой идеи
Нестандартный пылесос
Машина против дождя
Кротодренажная машина
Крутить не закручивая
Магнитная пайка
Метизное оборудование multi-press
Насосная техника
Пневматический механизм без компрессора
По рельсам на параболах
Пружина, которой на самом деле нет
Роботы
Самый большой в мире стереодисплей
Соединять и сберегать
Четвертая сторона голографии
Термодиффузионное цинкование
Изобретатель Михайлов
|
|