| |
Главная - Ремонт На ковер! В современных интерьерах ковры не сильно популярны. В стиле кантри – еще может быть. У любителей комфорта тоже порой встречаются. Ну и, естественно, у наших бабушек и дедушек. А вот в обычных квартирах вовсю красуются ковролин, линолеум, дешевые паласы. Все они относятся к утилитарным половым покрытиям. То есть – выполняют свою функцию, ну и ... кажется все.
Другое дело – ковры, предмет нашего сегодняшнего разговора. Даже в энциклопедиях сказано, что ковер – это художественно законченное текстильное изделие (с обработанными краями), укладываемое на пол свободно без фиксации. Ковер - это одновременно и подходящий предмет быта, и произведение декоративно-прикладного искусства. Многие исследователи считают ковры типичным информационным полем, на котором содержатся в "закодированном" виде представления о мире, культурные традиции народов в разные исторические эпохи.
Родились ковры на востоке у кочевых народов задолго до нашей эпохи. Ковер, как тогда поговаривали, это и кибитка, и ложе, и седло, и принадлежность для молитвы, и подарок невесты жениху, и произведение искусства.
Сначала нашей эры ковры не утратили своей значимости – напротив, их количество и красота стали символизировать уровень домашнего достатка. И если у нас бытует поговорка "книжка – лучший подарок", то в I – II веках нашей эпохи не существовало "презента" лучше, чем ковер. При этом, домашний, самотканый. Так все коврами и обзаводились. Только III веке в мастерских Персии и Малой Азии начали изготавливать ковры на продажу. Кстати, до сих пор персидские ковры числятся лучшими во всем мире. И стоят соответственно.
В средневековой Европе ковёр стал основным украшением королевского двора. При Бурбонах, например, никто не смел ступить на ковёр без разрешения короля. История упоминает, что Людовик ХIII, будучи ещё семилетним царевичем, принимая турецкого посла, строго следил за тем, чтоб гость не встал на ковёр.
В пятнадцатом веке во Франции на импорт ковров из Персии тратилось так много денег, что королевская казна трещала по швам. Тогда августейший Генрих IV, на которого отыскал внезапный приступ экономии, принял решение организовать местное ковроткачество. В 1624 году в Париже в помещениях бывшей мыловарни «Савонери» открылась мануфактура по производству ковров ручной работы. С этих пор началось великое шествие по миру ковров «Савонери» с пышным полихромным цветочным арабесковым либо барочным орнаментом. Их часто называли «Версальские ковры». В отличие от собственных восточных собратьев, такие ковры имели более высочайший ворс и рельефную стрижку узора. Под их влиянием выработался стиль ворсовых ковров Англии и Испании.
В попытках сделать ковры более доступными были сделаны так называемые «жаккардовые» машины. Все, что они умели, это ткать ковры. О высочайшем качестве или особой художественной ценности речи тут уже не шло. Соответственно, ковры ручной работы стали предметом коллекционирования и сильно выросли в цене.
Длительное время в развитии ковроткачества ничего нового не происходило. До тех пор, пока начале ХIХ не возникли различные умельцы, искусно изготавливающие имитации старинных восточных ковров. Фальсификаторы наводили на новейшие ковры «благородную седину» (травили краски кислотой и щёлочью, натирали ворс кофейной гущей, палили ткань и даже на некоторое время закапывали в землю). И всё это для того, чтоб подороже продать – ведь чем старше ковёр, тем выше его стоимость.
В советские времена, если помните, ковры покупались на всю жизнь, их передавали по наследству детям и внукам, совсем берегли. Даже вешали на стены заместо того, чтобы стелить на пол.
Сейчас все изменилось. На 1-ый план выходит дизайн интерьера, а значит – стиль и мода. Те ковры, которые популярны сейчас, лет через 5-10 уже не будут актуальны. И хотя срок эксплуатации ковров исчисляется десятками лет, дизайнеры считают, что их совсем скоро будут менять как перчатки.
Техника плетения ковров, напротив, за несколько веков фактически не изменилась. Все умнейшее просто: в тканевую основу вплетается ворс, любая нить завязывается узелком. Опытная мастерица (по традиции созданием ковров занимаются женщины) за день может завязать от 7 до 10 тысяч таковых узелков. Техника ненамного далеко ушла – особый станок делает в день до 14 тысяч узелков, затрачивая на каждый не больше 2-ух секунд. Скорость плетения зависит от сложности узора, тонкости работы и материала, из которого делается ковёр. А качество ковра – от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр. После того как ковёр соткан, ворс стригут – или ровно, либо рельефно.
Допустим, вы решили приобрести ковер. Вам нравится узор, характер ворса, подходят размеры. Однако не торопитесь доставать средства. Познакомьтесь прежде всего с изнанкой ковра. С обратной стороны полотна должна быть этикетка с указанием состава сырья. Самые дешевые и часто встречающиеся в продаже - полипропиленовые ковры. Они сильно электризуются, боятся воды и прямых солнечных лучей, с трудом поддаются чистке пылесосом, накапливают тучи пыли. Срок службы таковых ковров - от двух до 4 лет.
Ковры, выполненные из прочного капрона, стоят незначительно дороже. Петли ворса у них приклеиваются к нитям синтетической базы смесью латекса с каолиновой глиной. Это прибавляет прочности и эластичности. Но некоторые производители в целях экономии смешивают латекс с обычным мелом. От этого покрытие становится ломким, плохо держит ворс. При покупке согните угол ковра – на изломе меловой клей осыплется мелкой крошкой, а латекс с каолином даже не треснет.
Третий тип – трикотажные ковры. Стоят они много, зато при их изготовлении основа и ворс вяжутся сразу, что гарантирует прочность, упругость и пышность ворса. Такие ковры очень боятся воды, потому ухаживать за ними надо осторожно, а чистить – лишь в химчистке. Срок службы трикотажных ковров – около 10 лет.
А вот ковры из шерсти и полушерсти (так называемые "натуральные") пролежат у вас более полувека, не доставляя особых хлопот. Правда, стоят они существенно дороже любых остальных. Зато – самые экологичные, качественные, удобные. Цвета натуральных ковров могут показаться вам незначительно блеклыми по сравнению с их синтетическими "собратьями", зато шерстяные ковры еще меньше выгорают.
Кстати, о цветах. До середины ХIХ века ковры красили исключительно натуральными красками, приобретенными из растений или насекомых. К примеру, красную краску "добывали" из шарлахового жука, синюю – из тропической индигоноски и дубовой коры, желтую – из орлеанового дерева либо шафрана, зелёную – из красильной крушины и сафлора.
Узоры традиционных восточных ковров за последние века несколько поменялись, но главные мотивы и знаки остались прежними. Персидские «медальонные» ковры со звездой в центре, разделённом на секторы полем и бордюром, затканные цветками, арабесками и сарацинскими трилистниками, известны с середины XV века и спустя 500 с лишним лет продолжают украшать дворцы, квартиры и коттеджи.
В моде сейчас авангардные ковры. На них воспроизводятся картины узнаваемых художников (Ван Гога, Отдали, Ренуара, Пикассо), иероглифы, рисунки, имитирующие наскальную живопись, волшебные символы… Для детской идеально подходят яркие ковры с диснеевскими героями, в гостиной отлично будут смотреться "морские" ковры, также узоры разной формы – овалы, многогранники, квадраты, полумесяцы. В ткань современного ковра могут врубаться вставки из самых разных материалов – текстиль, мех, дерево, даже сплав.
Молодая "поросль" коврового творчества – скульптурные ковры. Это изделия ручной работы, в которых могут сочетаться как традиционные, так и современные технологии. Изготавливают их не классическим методом, а методом ручного тафтинга — набивки скрученной нити на базу помощи специального пистолета. Набитый ворс закрепляют с изнанки латексом и сажают на подкладку. Потом ворс чистят, полируют и стригут в соответствии с данным рисунком. В рисунке можно одновременно применять шерсть и искусственные материалы, комбинации ворса и петель различной высоты и структуры, что дозволяет сделать любой узор рельефным, либо скульптурным.
Интересные "ковровые" факты:
1-ый сохранившийся до наших дней восточный ковёр, ровесник персидской державы Ахменидов, был создан 2400 – 2500 лет назад. Его отыскали на Пазырыкских курганах – захоронении древних вождей кочевников в равнине на Алтае. Его размер – примерно 1,9х2 м.
Самый большой ковёр в мире покрывает пол в казино аргентинского курорта Мар-дель-Плата. Его площадь – 6 тысяч квадратных метров.
Самый прекрасный ковёр недавно сотворен в иранском городе Тебриз. При маленьких размерах – метр на полтора – полотно имеет 800 цветовых оттенков, число узелков – 6 миллионов, по 400 на 1 кв. м. Соткали его три брата.
Самый дорогой ковёр был продан в Лондоне в 1928 году за 111 555 баксов. Он был изготовлен в Исфагане (Иран) в ХVI веке.
Самый изношенный ковёр лежит под коленями мусульман в Великой мечети в Сивасе в Турции. По имеющейся традиции, старые ковры из мечетей не выбрасываются. И каждые 30—40 лет на их настилаются новые. Первый ковёр покрыл пол Великой мечети ещё в ХI веке.
|
Читаемое
Главная
Советы по выбору межкомнатных дверей
Выбор покрытия для пола
Советы при выборе натяжных потолков
Отделка стен
Ванная комната: теплый пол и не только
Какие бывают откосы и как их установить
Как правильно положить ламинат
Ремонт квартиры шаг за шагом
Косметический ремонт: на чем сэкономить
Как мы клеим обои
Разделы
Мебель
Ремонт
Новости
Строительство
Новенькое
Строители на ходулях
Берем мусор с доплатой
Огнетушитель для газонефтяных фонтанов
По опыту дождевых червей
Мазь для упрочнения стали
Дробить стружку сварочной дугой
Горение в помощь шлифованию
Вдоль детали, стоя на месте
Высшее воплощение великой идеи
Нестандартный пылесос
Машина против дождя
Кротодренажная машина
Крутить не закручивая
Магнитная пайка
Метизное оборудование multi-press
Насосная техника
Пневматический механизм без компрессора
По рельсам на параболах
Пружина, которой на самом деле нет
Роботы
Самый большой в мире стереодисплей
Соединять и сберегать
Четвертая сторона голографии
Термодиффузионное цинкование
Изобретатель Михайлов
|
|